Могут ли глазури быть матовыми?

Конечно!

Производители глазурей предлагают широкий выбор матовых глазурей, с небольшим «сатиновым» или металлическим блеском, а также ангобов, которые по свойствам и виду больше похожи на глазури и не впитывают влагу. Можно сравнить их по стоимости, удобству доставки и проконсультироваться с технологами в тех фирмах, которые продают материалы.

В этом гиде я о них рассказывать не буду, потому что сама ими не пользуюсь – при моих объемах работы получается неоправданно дорого, учитывая, что есть множество альтернативных вариантов. Например, матовыми можно сделать обычные высокотемпературные глазури, если их обжечь на температуру ниже нормы, но этот прием годится только для декоративной керамики.

Из всего многообразия мира матовых глазурей я использую только белую, на основе которой делаю нужные мне цветные смеси.

Те, кто изучал глазурную химию, наверняка знают, какие элементы нужно добавить в обычную, глянцевую глазурь, чтобы матировать её.
Я решаю этот вопрос, добавляя в готовую блестящую глазурь 30-50% ангоба. Это заметно снижает блеск.

Внимание: если красить ангобно-глазурной смесью сухую, необожженную работу - краска может отслоиться от некоторых видов глин! Возможным решением в этом случае будет добавление клеевой добавки кмц или фиксажа. Это поможет ангобно-глазурной смеси не осыпаться до обжига, но не гарантирует, что она не отслоится после. Лучше всего сделать пробники, чтобы подобрать рабочие варианты.

При покрытии ангобно-глазурной смесью уже обожженных работ никаких казусов не происходит.

Тонкие слои обычных глазурей, как правило, не блестят!
Прекрасная смесь для тонирования матовых поверхностей – так называемый «соус». Я не знаю, откуда взялось это название: как и рецепт, оно досталось мне по наследству от родителей-керамистов.

Соусом может быть любая глазурь, разведенная достаточно жидко. Его действие напоминает морилку для дерева – тонирование без блеска.

- Идеально подходит для задней части панно или декоративных блюд, так как не прилипает к лещадке в обжиге.

- Для крупных шамотных работ, которые нужно тонировать ровным слоем без блеска и разводов.

- Для создания цветных матовых подкладок в декоративной керамике.

Обычно сквозь такое покрытие вода хорошо впитывается в черепок. Решить этот вопрос может хороший спёк черепка, при котором влагопоглощение само по себе будет минимальным, либо непищевая водоотталкивающая пропитка для декоративной керамики.

Какие глазури лучше выбрать для соуса?

- Темные цветные глазури с хорошей кроющей способностью, у которых цвет и тон видны даже в тонком слое.

- Изначально слегка матовые.

- Можно более тугоплавкие, чем ваши обычные глазури. Если я обжигаю на 1100, то глазурь с диапазоном 1100-1250 подойдет для соуса.

- Ангобно-глазурные смеси тоже достойно себя показывают.

- Хуже подойдут легкоплавкие и сильно блестящие. Они могут остаться блестящими и в тонком слое.

- Лучше не использовать глазури с добавками «под кисть» - трудно рассчитать густоту.


тут можно почитать про гид
Эффектные матовые поверхности придают индивидуальность как гончарной керамике, так и декоративной. Умение убедительно работать с матовым позволяет меньше зависеть от капризных и дорогих глазурей, а также создавать эффектную керамику с контрастным сочетанием шершавого и глянцевого.

Как сделать, чтобы матовое в керамике не смотрелось недокрашенным, облезлым?
В этом гиде собраны десятки идей и решений, среди которых ваша палочка-выручалочка. Техники декора я тестирую уже 20 лет и точно знаю, какие приемы получатся наверняка, помогут начинающим и обогатят выразительную палитру мастеров.