Фактура для матовых поверхностей!

Фактура может быть очень разной, от едва уловимой текстуры до ярко выраженного рельефа. Хочу обратить ваше внимание на два момента:

1. Характер фактуры

2. Зачем она вообще нужна?


На вопрос отвечу сразу.

Фактура нужна, чтобы:

- придать матовому предмету завершенность и индивидуальность

- скрыть огрехи лепки за счет структурирования поверхности

- создать рельеф, в который мы сможем затереть глазурь, чтобы покрасить наши матовые работы


Это палочка-выручалочка в последующей работе с глазурями. Глазури не умеют создавать четкой границы между собой, а фактура легко справляется с этой задачей, разделяя цвета и создавая канву для покраски. Подготовив основу, понятную и видимую еще до обжига, мы не будем мучиться вопросом, как покрасить абсолютно голое, ровное изделие.

Характер фактуры – тема более сложная.

Дело в том, что фактура – это своего рода язык. В некоторых африканских языках важное значение имеет ритм, в котором произносятся слова, а в китайском смысл слов меняется от интонации. Так же и фактура рассказывает о чувствах и настроении по-своему.

Линии, характер нанесения штампов могут быть очень разными: жесткими, дрожащими, легкими, осторожными, гневными, задорными. Эти нюансы очень важны, и чем шире вы используете «эмоциональную палитру фактур», тем более яркими и запоминающимися становятся ваши работы.
Минуя сознание, язык фактуры с первого взгляда проникает в самую глубину души.

Если систематизировать, я разделяю фактуру на два типа:

- незначительную, фоновую: потертости, точки, отпечатки ткани, следы от нанесения ангоба жесткой кистью и т.д.

- изобразительную, когда фактура содержит узнаваемые образы и смысл: сграффито, узорчатые штампы, выпуклый рисунок.

Каждый тип хорош на своем месте, и друг с другом они прекрасно сочетаются.
Нанесение фактуры может быть очень разным, но делится на три основные группы.

Графика (сграффито) – это любые линии, которые мы проводим, чертим: не важно чем, шилом или камнем.
Налепы – то, что мы прилепляем сверху на поверхность глины: шарики, колбаски, силуэты.
Отпечатки – то, что мы продавливаем: траву и ткани, колпачок ручки, специальные печати-штампы и т.д.
Советы:
  • На глине разной степени мягкости результат одного и того же движения будет различаться.
  • Фактура лучше смотрится, если после нанесения слегка выровнять поверхность скалкой или бруском.
  • При работе с налепами, если глина подсохла и ваш палец к ней не липнет, нужно сделать на основе насечки и смочить их, чтобы всё хорошо склеилось. Иначе, особенно при протирании по сухому, налепы могут отвалиться.
  • Совмещение простых приемов дает сложный эффект.
  • Не увлекайтесь одним только рисованием сграффито, особенно если вы неуверенно рисуете и компонуете. Старайтесь совмещать фактуры разных типов, и вы удивитесь, насколько солиднее и интереснее будут смотреться работы.
  • Если вы намерены проявлять фактуру с помощью протирок или потечных глазурей, помните, что гладкое будет светлым, а более насыщенное или шершавое – темным. Управляйте светотенью в покраске уже в процессе лепки и нанесения фактуры.
  • Успешно фактурить всеми способами можно не только декоративную керамику, но и гончарную посуду. Это эффектно смотрится как в матовых вариантах, так и в качестве подкладки под глазурное покрытие.
Посмотрите видео-примеры, они простые, но разнообразие характеров и комбинаций неисчерпаема.