Температура обжига мощное выразительное средство, которым можно управлять.
Любая глина, которая продается в магазине или на заводе, имеет спецификацию с указанием температурного диапазона обжига, рекомендуемого производителем.
Если мы обожжем ниже указанного – получим слабый спек и уменьшение прочности.
А если выше?

Пример:

Легкоплавкая красная гжельская глина, температура обжига от 950 до 1050С.
  • При обжиге на 1000 цвет глины рыженький , на глазурованной части часто бывает цек.
  • При обжиге на 1050 градусах цека не будет практически с любой глазурью.
  • На 1100 она еще больше уплотнится, цвет будет насыщенно коричневый, появится матовый блеск черепка, и на сколе он станет похож на матовое стекло.
Водопоглощение будет очень низким. Как и стекло, такой черепок будет реагировать на резкие перепады температуры: нальете кипяток – и холодная чашка может лопнуть.

Что будет, если повышать температуру дальше? На 1150 глина начнёт оплывать, на 1200 вспенится и растечется в лужу...

Лекоплавкие глины на высокой температуре можно использовать в качестве глазури!

Общий вывод такой:

Ближе к верхней границе температурного диапазона включаются плавни, содержащиеся в глине, и придают ей матовый блеск. Это свойство будет разным у разных глин. Какие-то достаточно довести до верхней границы, каким-то нужно добавить сверх нормы 50, а то и все 100 градусов.

Интересный факт:

Фаянсовые ангобы сами по себе высокотемпературные, но на легкоплавкой гжельской глине при температуре 1100 они получаются ярче и выглядят более прозрачными, чем те же ангобы на глине с верхней температурной границей в 1200.

С превышением температуры, рекомендованной для глазури, или для глины, на которой она лежит, глазурь частично проседает, впитывается в черепок.
Вероятность возникновения цека уменьшается.
Оксиды становятся темнее, их металлический блеск усиливается.
Также возрастает потечность глазурей.
Многие глазури не любят превышения температуры: меняют цвет или образуют пузыри.

Минусы, которые возникают при завышенной температуре обжига:

Во-первых, хрупкость стекловидного изделия, получающегося при сильном пережоге.
Во-вторых, такие изделия сильнее «ведет» в обжиге, форма искривляется, что особенно критично для посуды.
В некоторых случаях проблему искривления можно решить, не повышая температуру сверх нормы, а добавив длинную выдержку на верхней границе коридора.

Безусловно, все эти нюансы можно выяснить только опытным путем, экспериментируя с разными глинами.

Осторожно!

Если вы будете нагревать глину сверх нормы, вы рискуете неожиданно расплавить ее, приварить к полке в печи, и испортить полку или дно печки. Поэтому при обжиге экспериментальных пробников нужно подкладывать пластинку или блюдце из другой глины, которая выдержит температуру наверняка.