Остановимся подробнее на оксидах. Это активные красящие вещества. Часто они входят в состав глазурей для придания цвета.
Сами по себе они имеют после обжига слабый металлический блеск и в восстановительной среде (например при раку обжиге) меняют цвет. Обычные обжиги в муфельных печах окислительные.
При окислительном обжиге самые распространенные оксиды дают следующие цвета:
оксид меди СuO – черно-зеленый
оксид кобальта СoO2 – черно-синий
оксид железа FeO – цвет ржавчины
оксид марганца MnO2 – черно-коричневый
оксид хрома Cr2O3 – зеленый
Из этого списка я использую оксиды меди и кобальта, потому что они активно реагируют на соприкасающиеся с ними глазури. Если затертую медным оксидом фактуру покрыть глазурью, получатся зеленые оттенки на прозрачных и голубовато-зеленые на плотных глазурях.
При контакте с кобальтом глазури синеют.
Менее активный, но тоже интересный – оксид марганца, он дает слабые оттенки коричнево-марганцовочного цвета.
Плюсы оксидов: - выразительность,
- богатая модуляциями контрастность,
- игра цвета с глазурью на месте контакта.
Минусы в работе с оксидами: - смесь до обжига кажется гораздо более светлой, и трудно рассчитать интенсивность покрытия
- если ошибетесь и «перечерните» – перекрасить будет практически невозможно
- если частички оксида случайно попадут в другую глазурь, то получится засорка, и в последующей глазуровке других работ вы получите случайные зеленые пятна там, где это не нужно.
- оксиды не рекомендуют наносить на рабочую поверхность посуды, потому что они могут взаимодействовать с кислотами.
- частички оксида могут летать по печи в обжиге и случайно окрасить другие работы. Также, если вещи стоят в печи очень плотно друг к другу, то в обжиге оксидные испарения могут зазеленить или засинить соседнюю работу. Как видите, проблем с ними немало.
Оксидным порошком в чистом виде пользоваться неудобно. Он слишком концентрированный и не растворяется в воде. Чтобы его мягко распределить по поверхности и создать взвесь для нанесения, делается состав из воды, оксида и глазури.
Смешивать можно в разных пропорциях, глазурь можно использовать любую.
Усредненная комбинация для первых экспериментов:
На 200 мл воды 2 столовых ложки оксида и 2 столовых ложки глазури. Рекомендую бесцветку, чтобы лучше понимать работу оксида в начале пользования.
В примерах вы увидите коричневую смесь, потому что для моих задач больше подходит золотистая глазурь.
ВНИМАНИЕ! - При работе с сухими поверхностями до обжига нельзя использовать для протирания ангобы и глазури с добавлениями стабилизаторов «под кисть». Вы их просто не сможете стереть, чтобы проявить фактуру.
- Протирать нанесенную смесь ТОЛЬКО сухой губкой, тряпкой или рукой.
- При работе с любыми порошками использовать маску и после процедуры делать влажную уборку.