Остановимся подробнее на оксидах.
Это активные красящие вещества. Часто они входят в состав глазурей для придания цвета.
Сами по себе они имеют после обжига слабый металлический блеск и в восстановительной среде (например при раку обжиге) меняют цвет. Обычные обжиги в муфельных печах окислительные.

При окислительном обжиге самые распространенные оксиды дают следующие цвета:

оксид меди СuO – черно-зеленый

оксид кобальта СoO2 – черно-синий

оксид железа FeO – цвет ржавчины

оксид марганца MnO2 – черно-коричневый

оксид хрома Cr2O3 – зеленый

Из этого списка я использую оксиды меди и кобальта, потому что они активно реагируют на соприкасающиеся с ними глазури. Если затертую медным оксидом фактуру покрыть глазурью, получатся зеленые оттенки на прозрачных и голубовато-зеленые на плотных глазурях.
При контакте с кобальтом глазури синеют.
Менее активный, но тоже интересный – оксид марганца, он дает слабые оттенки коричнево-марганцовочного цвета.

Плюсы оксидов:
  • выразительность,
  • богатая модуляциями контрастность,
  • игра цвета с глазурью на месте контакта.

Минусы в работе с оксидами:

  • смесь до обжига кажется гораздо более светлой, и трудно рассчитать интенсивность покрытия
  • если ошибетесь и «перечерните» – перекрасить будет практически невозможно
  • если частички оксида случайно попадут в другую глазурь, то получится засорка, и в последующей глазуровке других работ вы получите случайные зеленые пятна там, где это не нужно.
  • оксиды не рекомендуют наносить на рабочую поверхность посуды, потому что они могут взаимодействовать с кислотами.
  • частички оксида могут летать по печи в обжиге и случайно окрасить другие работы. Также, если вещи стоят в печи очень плотно друг к другу, то в обжиге оксидные испарения могут зазеленить или засинить соседнюю работу. Как видите, проблем с ними немало.

Оксидным порошком в чистом виде пользоваться неудобно. Он слишком концентрированный и не растворяется в воде. Чтобы его мягко распределить по поверхности и создать взвесь для нанесения, делается состав из воды, оксида и глазури
.
Смешивать можно в разных пропорциях, глазурь можно использовать любую.
Усредненная комбинация для первых экспериментов:
На 200 мл воды 2 столовых ложки оксида и 2 столовых ложки глазури. Рекомендую бесцветку, чтобы лучше понимать работу оксида в начале пользования.
В примерах вы увидите коричневую смесь, потому что для моих задач больше подходит золотистая глазурь.

ВНИМАНИЕ!
  • При работе с сухими поверхностями до обжига нельзя использовать для протирания ангобы и глазури с добавлениями стабилизаторов «под кисть». Вы их просто не сможете стереть, чтобы проявить фактуру.
  • Протирать нанесенную смесь ТОЛЬКО сухой губкой, тряпкой или рукой.
  • При работе с любыми порошками использовать маску и после процедуры делать влажную уборку.

В следующем видео можно посмотреть на результаты первых проб работы с фактурой и оксидами студентов очных занятий студии. Оксидной смесью протирали сухую глину до обжига и из первого обжига получили такой результат.
А теперь - техника нанесения и протирания оксидной смеси!
Как вы можете заметить, трудно понять активность и интенсивность смеси. Поэтому хороший результат может с первого раза не получиться. На курсе Рядом с нами мы тестируем разные типы фактур, виды протирок делая пробы. Обычно, на второй-третий раз получается у всех.