ГЛИНА
выбор глины
Мы живем в 21 веке, и сейчас мало кто копает глину в овраге. Мы покупаем её в готовом к работе виде. Такая глина называется керамической массой. Производители не только очищают и прессуют природную глину, но и добавляют в неё дополнительные компоненты для получения нужного цвета и других необходимых свойств: шамотную крошку, плавни и тому подобное.

На что обратить внимание при выборе и покупке глины?
1. ТЕМПЕРАТУРНЫЙ ДИАПАЗОН СПЕКАНИЯ
Подходит ли он для наших целей и соответствует ли возможностям печи.

2. НАЗНАЧЕНИЕ
  • для ручной лепки
  • гончарная
  • формовочная
  • литьевая
  • с шамотом или без
3. ЦВЕТ
На красных глинах прозрачные и полупрозрачные глазури будут смотреться совсем не так, как на белых.
высокий спёк для низкоплавких глин
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ:
.
  • Присмотритесь к тому, с какой глиной работают в знакомых вам студиях. Для какого типа изделий используют, на какую температуру обжигают.
  • Возьмите кусочек на пробу.
  • Задайте вопросы в профильных сообществах.
При этом важно точно сформулировать вопрос.
Например:
  • Какую светлую глину мне взять для использования в детской студии, чтобы хорошо лепилась,  обжигалась на низкие и средние температуры и стоила недорого?
  • Какую глину взять для гончарки, чтобы она была устойчива к искривлению изделий в сушке и обжиге?

От свойств глины напрямую зависит стилистика и характер лепки.
Внимательно изучайте свойства массы в разной консистенции, пробуйте разные подходы в лепке.
Лепите то, что удобно делать именно из вашей глины или наоборот, выбирайте свойства под конкретные задачи!



ПОДРОБНОСТИ В ИНТЕРВЬЮ!
.
Все животрепещущие вопросы я задала технологам КЕРАМИСТАМ.RU.

1) Какие бывают основные виды классификации масс? Какие свойства, кроме температуры обжига и цвета, их отличают?
От чего зависят эти свойства?
В основном эти свойства зависят от минерального состава глин, входящих в керамическую массу и состава самой массы.
Глинистых минералов достаточно много, они по-разному взаимодействуют с водой, что отражается на пластичности и других формовочных свойствах массы. Каждая карьерная глина имеет свой индивидуальный состав, в зависимости от источника и истории месторождения.

Дисперсность керамической массы (тонкость помола), а также распределение частиц по размерам также имеют большое значение.

Керамические массы – это специально приготовленные смеси, которые кроме пластичных компонентов (глин), содержат также непластичные материалы (песок, шамот, кварц, известняк, тальк и др.), а также плавни (полевые шпаты, карбонаты, флюорит, пирит).
Глины, а также их разновидности (каолины и бентонит), придают пластичные свойства керамическим (формовочным) массам.
Непластичные материалы помогают держать форму изделий, облегчают сушку, уменьшают усадку.
Шамот в количестве >40 % увеличивает температуру обжига и термостойкость изделий, позволяет держать форму и изготавливать крупные изделия.
Плавни способствуют появлению жидкой фазы во время спекания. Присутствуя в массах в определенном количестве, они улучшают структуру черепка, упрочняют его.

В составе керамических масс также могут быть пигменты, изменяющие цвет, и выгорающие добавки, которые служат для увеличения пористости изделий или создания восстановительной среды обжига.
Такие свойства керамических масс как пластичность, цвет, температура обжига, усадка, влагопоглащение, прочность, во многом зависят от состава массы, и от состава и свойств входящих в эту массу глин, которых обычно бывает несколько
Температура обжига керамической массы зависит от тугоплавкости глин. Усадка напрямую связана с пластичностью глин.
Чем выше пластичность, тем больше усадка.


2) Рыхлость/плотность: какая-то глина рассыпается как творог, какая-то кажется лёгкой в лепке, а какая-то сразу резиновая, как ластик. Хорошо заглаживается и обрабатывается в кожетвёрдом состоянии, но в мягком куски плохо слипаются. Как эти свойства правильно называются и от чего они зависят?

Формовочные свойства зависят в основном от пластичности массы, которую обычно характеризуют Числом пластичности П или IP - индексом Аттерберга, который отражает в числовом выражении разницу между верхней и нижней границей влажности, в пределах которой керамическая масса сохраняет свои пластичные свойства. Чем шире этот интервал (больше П), тем легче работать с массой, тем она меньше крошится по краям изделий при высыхании и меньше раскисает при добавлении воды.


3) На какие указанные производителями свойства стоит обратить внимание, когда мы выбираем массу?

Для гончарки
Для гончарных изделий и майолики, как правило, используются низкотемпературные керамические массы (Т обж 900-1100C), влажностью 16-22 %, умеренно-пластичные (пластичность 14-24), с достаточно высоким влагопоглащением черепка (10-15 %), удобным для глазурования.

Массы могут содержать неосязаемый (<0.2 мм) или мелкий (<0.5 мм) шамот. Некоторые средне- и высокотемпературные массы, содержащие шамот такого же размера, могут также формоваться на гончарном круге.

Для лепки
Для лепки, в общем, подходят те же массы, что и для формования на гончарном круге. Но для небольших изделий, с проработкой мелких деталей, лучше использовать более пластичные массы.
Например, для скульптуры очень хороша бумажная масса PCLI с высокой пластичностью (27).
Для создания крупных форм и форм со сложной сушкой лучше использовать массы с шамотом, в том числе и с крупным.

Для литья
Для литья больше подходят мелкодисперсные однородные массы, помол которых осуществляют в шаровых мельницах мокрым способом. Остаток на сите 10000 отв/см2 – 0.5-1%. Влажность керамической массы (шликера) 25-35%.
Чаще всего формование методом литья используют для изготовления тонкостенных изделий из фарфоровых и фаянсовых масс.
В шликер добавляют дефлокулянт, препятствующий оседанию и слёживанию материала.
Массы для литья обычно более тощие, чем для пластичного формования.


Фаянс, фарфор, сложно-составные массы. Что это?


Фаянс
Изделия из высокотемпературной керамической массы, обладающей, как правило, широким диапазоном спекания и сохраняющей достаточно высокую пористость после обжига при высокой температуре, что удобно для глазурования. Поэтому политой обжиг фаянса можно проводить как с высокотемпературными, так и низкотемпературными глазурями.

Фарфор
Обладает большей белизной и просвечиваемостью черепка, а также имеет очень низкую пористость после высокотемпературного обжига.
При изготовлении фарфора обычно используют высокотемпературную полевошпатовую глазурь, которую наносят на утель, предварительно обожженный при более низкой температуре - 1000С.

Состав фарфора и фаянса существенно различается.
Фарфор содержит гораздо меньше красящих окислов и других примесей, в нем больше каолина (более тугоплавкий, чем глины) и полевых шпатов (плавней). Фаянс часто содержит тугоплавкие и легкоплавкие глины (в разных соотношениях), кварц, также может содержать некоторое количество карбонатов, тальк.
.

ФОКУСИРУЮЩИЕ ВОПРОСЫ:

1. Удобна ли мне эта масса по температурному диапазону, чтобы не пришлось отдельно обжигать?
2. Зачем мне эта глина? Какие задачи решает?
3. Устраивает ли меня цена и доставка?
ЛЕЧИМ ТРЕЩИНЫ

Трещины возникают и в мягкой, и в полусухой или сухой глине, а также после обжига.
Спасаем и лечим по-разному.

Они возникают не просто так, а по нескольким причинам:
- резкая сушка с одного края,
- натяжение,
- перепад толщин.

Вариант лечения "НАМАЗАТЬ ВОДОЙ И ЗАГЛАДИТЬ ГУБКОЙ ИЛИ СТЕКОМ" не годится, потому что он никак проблемы не решает.

Важно сделать так, чтобы минимизировать разницу в усадке между треснувшей основой и тем, чем мы залечиваем, чтобы при высыхании и обжиге трещина не появилась снова.

1. Если у нас работа еще мягкая и проминается пальцем, нужно сначала все завернуть влажной тряпкой и пакетом, чтобы вся основа размягчилась, а потом сшивать и лечить. Долго, бережно сушить под пакетом и тканью.

2. Если работа уже почти сухая, и размачивать ее опасно, нужно расковырять трещину и заполнить её смесью глины и туалетной бумаги, которая по степени сухости близка к основе. Бумага в составе уменьшает усадку.

Загладить, зашлифовать выступающие небольшие неровности шрама после лечения лучше наждачной после обжига.
Особенно это актуально для шамотной глины.
Если у вас основа мягкая, а выступающие детали или горлышко треснуло, всю работу убирайте в пакет и постепенно размягчайте эти части, чтобы сравнять всю работу по консистенции, и только потом лечите трещины.


КАК ЛЕЧИТЬ?
Трещины не замазывают сверху, а "прошивают" и перемешивают стеком также, как мы склеиваем пласт.
Утраты заполняем новой глиной, лучше всего в смеси с бумагой или камышовым пухом. И только потом разравниваем поверхность.

Если все уже сухое, можно аккуратно заполнить трещину смесью сухого глиняно-бумажного порошка.

После обжига можно заполнить трещину жаропрочной мастикой и зашлифовать. Я пользуюсь "ГАРАНТ+" - он выдерживает последующие обжиги. Не 100%, но залечивает.
Особенное место занимают трещины, которые появляются при обжиге.
Часто в политом - нитевидная трещина на плоских тарелках и панно. Залечить их никак нельзя.
Проблема решается перестройкой режима обжига и подбором глины.
Есть глины, более и менее капризные при работе с тарелками большого диаметра и пластом.

Здесь нужно разбираться с каждым случаем отдельно, т.к. задачи и материалы у нас разные, и вариаций очень много.
Что можно сделать:
- Поискать типичные проблемы с вашей глиной в форумах.
- Проконсультироваться у технолога.
Это будет в любом случае не так дорого, как периодически терять готовые работы в обжиге.
СУШКА И ДЕФОРМАЦИЯ
Сушка керамических изделий на практике оказывается непростой задачей. В процессе могут появиться трещины и деформация, которые способны погубить работу.

Это происходит потому, что вода испаряется неравномерно: быстрее сохнут тонкие, отдельные части и края изделия.
трещины возникают:

  • в местах стыковок толстого и тонкого
  • в местах склейки разных по влажности частей: в основании прилепленных к чашкам ручек.
  • в случаях, когда возникает перекос во влажности из-за того, что какие-то части сохнут дольше, и возникает общее натяжение: донышки гончарных мисок, края больших пластов.
  • чем крупнее вещь тем больше риски и выше требования к сушке.
Частая проблема - искривление краев гончарной посуды или ровных плиток.

Более устойчивая к проблемам сушки шамотная глина. Она более рыхлая и сохнет проще.
Деформация очень сильно зависит от свойств самой глины. Выбор глины очень важен.



ОБЩИЕ ПРАВИЛА СУШКИ:

  • Не форсируйте сушку!
  • Избегайте сквозняков. Движение воздуха всегда активнее не только у края стола, но и вдоль стены. С этих сторон изделия прикрывайте тканью, особенно в начале сушки.
  • Выравнивайте процесс сушки, прикрывая края пластов, кашпо, блюд. Изделия лучше приподнять, поставить на палки, чтобы к донышку был доступ воздуха. А края и выступающие детали лучше прикрыть тканью.
  • Небольшие гончарные вещи лучше сушить вверх дном.
  • Если у вас в процессе лепки склеены разные по влажности части, или сложная по сочетанию тонких и толстых частей форма, лучше подержать изделие 2-3 дня в пакете, чтобы выровнять баланс влаги, и далее сушить под тканью.
Статья "Они неровные!!??"

ЭФИР С ТЕХНОЛОГОМ Павлом Сириусом PBglaze Всё о деформациях в сушке и обжиге.СМОТРИТЕ ЭФИР
основные сложности при лепке и как их избежать
1. Неправильная консистенция и плотность глины
Если работать со слишком мягкой глиной, изделие "плывёт", а если со слишком сухой -трескается.
Чтобы избежать этого, в процессе лепки работу можно подсушивать или, наоборот, увлажнять. Чтобы работа не пересохла, когда вы делаете перерыв, её нужно держать в пакете, пока вы не будете готовы продолжить.

2. Неподходящая глина
Например, из мягкой фаянсовой массы почти невозможно лепить, а делать плоские работы или клеить из подсохших пластов - отлично.
Дивеевская глина трескается при работе с пластами или крупными тарелками.
Некоторые глины сильно ведёт при высыхании и в обжиге.
Важно выбирать глину в соответствии с задачей, или, наоборот, лепить только то, что лучше получается из вашей привычной глины.

3. Невнимательность к сушке
Важно прикрывать полиэтиленом края и выступающие части работы, чтобы они не сохли слишком быстро.
Это нужно делать даже в процессе лепки, если работа крупная.

4. Неаккуратность
Многие лепят очень небрежно, списывая неаккуратный вид на "ручную работу", "живость" и прочее.
Но если сделать более аккуратное горлышко, дно, зачистить или загладить острые выступающие края фактуры,
это заметно улучшит общее впечатление от готовой работы. Это несложно и занимает совсем немного времени.

5. Крупный размер
То, что стабильно удается в размере до 30 см, при увеличении размера начинает вести себя совершенно по-другому.
Из-за увеличившейся массы работа может проседать, и активнее появляются трещины: в этом случае нужно работать с более плотной, подсохшей глиной, что в свою очередь не позволяет менять пропорции на ходу.
Для крупных работ нужно более тщательно и заранее планировать форму и пропорции, делать больше пробников для покраски.
специфика работы с шамотом
Шамот - это перемолотая фракция уже обожжённой глины, которая вмешивается в глиняную массу для лепки.
Размер шамотных частиц и процент их содержания в массе бывают разными: от практически неощутимых 0.2 мм и 10% , до 1 мм и 30% - это уже довольно грубая масса.

Шамотная добавка делает глину более вязкой, устойчивой к перепадам толщины и менее требовательной к сложностям сушки. Шамотная масса позволяет работать с крупными формами.
Это может быть масса разных цветов и температуры спекания.
На ощупь шамот значительно структурнее, чем обычная глина, и в работе с ним есть важные отличия.


Самое важное из них - это характер обработки.

Если обработку, шлифовку глиняных изделий часто проводят постфактум замывая или зашкуривая сухие края или сграффито, то с шамотом это недопустимо. Вся обработка шамотных изделий нацелена на то, чтобы шамотная крошка ушла вглубь. Если шамотную поверхность начать мазать водой, влажной губкой, или шкурить по сухому, то эта крошка вылезет на поверхность и начнётся кошмар.
.

Поэтому всё, что мы делаем с шамотом, делается сразу "здесь и сейчас".

1. Сграффито наносится когда глина кожетвердом состоянии и суше.
В этом случае линия сразу получается аккуратной и не требует оправки.

2. Для обработки края или рельефа в мягком виде можно использовать обычный пакет, разглаживая и проводя линии через пленку.
Можно также использовать ткань для дополнительной фактуры.

3. Незаменимый инструмент - брусок или лопатка.
Я "пристукиваю" всё, от фактуры, напечатанной штампами, до сграффито.
В результате поверхность выравнивается и становится гладкой.


4. Консистенция: степень сухости играет ключевую роль на всех этапах.
Для каждой задачи существует идеальное состояние глины, когда результат получается легко и прекрасно в несколько движений.
Сделать то же самое с более мягкой или более твердой глиной практически невозможно. Какие-то задачи лепки легко решаются, пока масса мягкая, а когда она пересыхает - становится дубовой или начинает крошиться.

При правильном подходе и сноровке в работе с шамотом появляется та самая легкость, убедительность и характер.
Осознанность и важность каждого касания.
Наблюдайте за консистенцией, пробуйте взять хитростью, а не упорством!

В некоторых случаях, когда мы хотим добиться большей гладкости края или стенок шамотных работ, можно применить шлифовку наждачной бумагой после утельного обжига перед глазуровкой.
три способа обработки края