КРАКЛЕ.
ХРАНИТЕ В СЕКРЕТЕ!
этапы работы
1
утельный обжиг изделия
Обжигаем нашу сухую работу первый раз.
2
обжиг глазури-основы
Наносим те глазури, на которых должно лежать кракле.
3
обжиг - закрепление кракле
Финальный обжиг, чтобы глазурь которая проявила кракле - вплавилась в основу.
ЦЕК - ОСНОВА КРАКЛЕ
ЦЕК, это несоответствие КТР : разное расширение глины и глазури в обжиге, которое ведет к микро-трещинкам на глазури.
Для получения кракле нужен цек, который можно "проявить" с помощью другой глазури.
Цек глазури почти всегда присутствует на большинстве шамотных глин и на глинах обожженных на температуру ниже чем нужно для качественного спекания.
Если цек есть, то вы можете смело проявлять кракле.
После проявления кракле и его закрепления, цек снова появится, но уже на других местах. Непроявленный, он будет плохо виден по сравнению с вашим кракле и незаметен.

Если цек есть, но он проявляется не сразу.
Можно подождать несколько дней или недель, а ускорить процесс побрызгав разогретые изделия водой.
Осторожно! Изделие может лопнуть.


ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ЦЕКА НЕТ?
Если цека на вашей глине и глазури нет, то вы можете его "спровоцировать".

Обжигайте утельный обжиг глины и обжиг глазури-основы на более низкую температуру.
Температура обжига, конечно, будет недостаточной, но в той температурной зоне где КТР глины и глазури ещё не совпадают - появится цек.

Например, если у меня нет цека на температуре 1100, чтобы получить цек, первые два обжига я специально жгу всего лишь на 900.
Глазурь и глина не спекаются достаточно, но я получаю цек, чтобы его проявить.
Затем я могу закрепить кракле на той температуре, которая спечет глину и заплавит цек.
Это обеспечит качественный финальный результат.

Конечно, для каждой температурной группы глины и глазури, температура спекания будет разная. Кому-то достаточно 1050, а кому-то нужно не меньше 1200.


ДЛЯ ДЕКОРАТИВНЫХ ЦЕЛЕЙ.
Если вы делаете панно, скульптуру, вазу с пропиткой водостопом - появление новой сетки цека после проявления кракле не страшно и вы можете обжигать по привычной вам схеме.

ДЛЯ ПОСУДЫ.
Кракле должно получиться, а вот никакого цека нам не нужно.
Поэтому вы:

  • Подбираете сочетание глины и глазури в которых цека не будет.
  • Первый утельный обжиг проводите ниже нормы, на 900 градусов, чтобы глина спеклась, но недостаточно.
  • Второй глазурный обжиг проводим также: в диапазоне ниже полного спекания,в которых глина и глазурь имеют разный КТР. Не пугаетесь, если глазурь получится бугристая и не растечется полностью.
  • Получаете цек, проявляете кракле и только в третьем обжиге даете температуру на которой всё хорошо спечется без цека.
Кракле у вас уже будет и сохранится как декоративный эффект без появления новых трещин.
КАК ПРОЯВИТЬ КРАКЛЕ ?
Мой любимый способ - поливанием и именно его я показываю на видео.
Но, он не единственный.
какие есть способы нанесения?
1
поливание
Отлично подходит для плоских вещей и внутренних частей чашек и мисок. Следите чтобы не получилось лишних потёков и не держите глазурь долго в одном месте, чтобы сетка цека была равномерной.
2
окунание
Для небольших вещей, чашек, которые надо закраклить полностью.
Опускаете щипцами в ведро с жидкой глазурью.
3
Распылитель
Распыляйте раствор глазури если вещь крупная или много плиток нужно покрыть одинаковой толщиной.
4
кисть
Если надо покрыть лишь участки, можно воспользоваться большой кистью и аккуратно налить глазурный раствор на нужные места.
Результат можно получить в любых условиях!
Я записала этот курс, работая с незнакомыми материалами.

Взяла тугоплавкую глину, которую обычно жгут на 1200, но в обжигах на 1100, большинство глазурей дают с ней цек.
Я использовала белую глухую глазурь на плитке с листом и бесцветную окрашенную пигментами на плитке с котом, чтобы показать вам разницу.

  • На плотных, глухих глазурях кракле остается более четким и не сильно вплавляется в основу.
  • На более потечных, прозрачных глазурях - кракле вплавляется и растворяется сильнее.
В качестве проявителя я смешала две темные глазури, которые у меня были.

На плитках есть повторная сетка цека и такой спек и качество достаточны, чтобы использовать плитки внутри дома, на камине или в качестве плиточного фартука.
ЧТО Я ИСПОЛЬЗУЮ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СТАБИЛЬНОГО РЕЗУЛЬТАТА:
МОИ ОБЫЧНЫЕ ТЕМПЕРАТУРЫ 1050 - 1150С.
Вы можете использовать эту схему, адаптируя к более высоким обжигам.
Работаю с фаянсовым шамотом S-0015. На нем всегда есть цек на температурах до 1150, но на 1200 цека уже почти нет.
Для посуды я использовала МКФ-2 которой уже нет в продаже.
Жгла первые два обжига на 900 и финальный, без цека на 1100.

Моя базовая белая глазурь S-0017.
Она достаточно плотная, "дубовая" и хорошо показывает себя на температурах от 1050 до 1200.
Кракле в ней не тонет, не растворяется.
В качестве проявителя мне нравятся глазури легкоплавкой серии sirius glaze.
Я люблю спокойные цвета: черный, коричневый, синий и смеси из них.
Можно использовать глазури любого цвета или даже белую глухую на темных основах.
ЧТО ВЛИЯЕТ НА ХАРАКТЕР КРАКЛЕ ?
Вы можете сделать глазуровку основы и проявитель кракле любого цвета, хоть зеленое на красном, но у глазурей есть много свойств, которые оказывают большое влияние на характер кракле.

ГЛАЗУРЬ ОСНОВА.
Это глазурь, которой вы красите изделие и на которой потом будете проявлять цек.
Чем она более мягкая, потечная, легкоплавкая, тем сильнее в ней расплавится кракле.
Можно сочетать в одной работе несколько основных глазурей разных свойств и увидите как меняется на них одна и та же проявляющая глазурь.

ТОЛЩИНА СЛОЯ ОСНОВЫ.
Чем толще слой, тем крупнее масштаб цека.
Чем толще слой, тем сильнее в нем расплавится кракле.
На совсем тонком слое глазури, кракле может быть мельчайшее или его вообще не будет

ГЛАЗУРЬ ПРОЯВИТЕЛЬ.
Если кракле в обжиге расплывается и не четкое, можно взять более тугоплавкую глазурь-проявитель и даже добавить в состав немного ангоба.
Интересно смотрятся глухие и светлые глазури-проявители на темной и потечной основе. Похожи на заснеженные ветки.

ГУСТОТА ПРОЯВИТЕЛЯ И СКОРОСТЬ НАНЕСЕНИЯ КРАКЛЕ.
Процесс нанесения кракле и его скорость очень важны.
Если состав густой или держите слишком долго, то через трещинки может насосаться слишком много глазури, но это уже будет совсем другой эффект.

ТЕМПЕРАТУРА ОБЖИГА.
Тут всё логично: чем выше температура, чем сильнее расплавляется и тонет кракле.
В моих экспериментах кракле на глухой белой глазури, на плитке с листом, я обжигала в финале на 1100.
Кота с более потечной основой из бесцветной глазури - на 1050.
Даже несмотря на разницу темпрературы видно, что одна и та же глазурь-проявитель на коте смотрится мягче.
Думаю, что на 1100 она расплылась бы сильнее и стала бы еще незаметнее.

Это общие закономерности и вам предстоит сделать ряд тестов, чтобы самостоятельно выявить удачные комбинации.

В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ, НЕОБХОДИМЫ ТЕСТЫ,
ТЩАТЕЛЬНЫЙ ПОДБОР ГЛАЗУРЕЙ И ТЕМПЕРАТУРЫ ОБЖИГОВ!!!!
Когда нам кракле помогает, а когда мешает?
Кроме того, что эффект кракле красивый и необычный, он помогает керамистам в ряде случаев:

  • Разнообразить глазуровку
  • Скрыть мелкие недочеты на глазури: пузырики, наколы
  • Объединить разрозненную по цвету и тону глазуровку.

Но в некоторых случаях, выразительное кракле не работает или даже мешает.

  • Скрадывает рельеф и объем у скульптуры.
  • Делает фактуру невнятной и невыразительной.
Кракле, как правило, хорошо смотрится на гладких поверхностях.
УДАЧНЫХ ОБЖИГОВ!!!!
По любым вопросам смело пишите мне в мессенджер!
Всегда рада помочь.
Что еще есть в нашей школе интересного?
курсы, интенсивы, клуб
  • Курсы по лепке, работе с глазурями, композиции, панно - доступны в течении года в любое время
  • Создан для поддержки студентов школы и керамистов. В клубе всегда можно посоветоваться, задать вопросы, обсудить результаты.
    Кроме общения в клубе есть и своя учебная программа с практическими советами, разборами и обзорами.
  • Если у вас есть вопросы, которые необходимо уточнить, полеты, которые нужно обсудить. Можно встретиться в Скайп, чтобы найти лучшее рациональное решение для любых задач.