глазури
базовые глазури
бесцветная глазурь
На первый взгляд, глазури - это самое привлекательное в керамике.  Они яркие и блестят.

Для человеческого глаза это очень впечатляющие свойства. Но керамисту недостаточно просто использовать глазури. 
Даже нанести их ровно и обжечь без брака не так важно, как использовать их осознанно как выразительное средство.


Сейчас, с наступлением "гончарного бума", люди увлечены формой, возможностями работы на круге, ровностью, толщиной стенки, и просто глазуруют работы безо всякой цели, просто, потому что "А как ещё?".
Часто гончары-мэтры вообще не умеют и не любят красить.
У начинающих гончаров, уже освоившихся за кругом, глазурная палитра не подобрана, они как правило, некачественно наносят глазури кистью и портят свои работы покраской. После этого они начинают бояться глазурей, не зная, как красить и просто перестают это делать.


В моём мире декоративной керамики форма и декорирование нераздельно связаны.
Это составные части одной идеи и образа.
Каждая глазурь имеет свое лицо, свойства, и хороша в своей роли.
Взаимодействие формы и глазурей продумывается на этапе идеи, эскиза, а в процессе лепки делаются пробники, чтобы подтвердить и скорректировать по факту.



Если бы глазури были акварелью, у нас было бы всего два параметра: цвет и плотность нанесения.
Но у глазурей гораздо больше свойств, и часто именно совмещение разных свойств смотрится более эффектно и выразительно, чем сочетание цветов.
Я хочу подчеркнуть важность других характеристик глазурей.

Глазури могут быть
- глухие
- прозрачные
- полуматовые
- с разной степенью глянца
- бугристые
- эффектарные, со сложной внутренней и поверхностной структурой
- металлики
- с разной степенью потечности и способностью проявлять рельеф



ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Важнейшим параметром является тон: насколько глазурь светлая или тёмная.


Прикинув и прорисовав на эскизе примерную фактурную и тональную разбивку, мы можем  представить, какие глазури с какими свойствами лучше использовать, что мы будем сочетать, что станет основой, а что "вишенкой на торте"..


ВАЖНО:

Мы подбираем нужный цвет только в соотношении со свойствами, потому что цвет может быть один и тот же, а прозрачность и характеры у глазурей разные: зеленый прозрачный и зеленый глухой на красной глине будут совершенно разными цветами и на белой тоже произведут разное впечатление.

Какими бы ни были глазури, не стоит красить наугад, опираясь на цвет, пробник в магазине и рекомендации производителя.
Глазури - это химические соединения, вступающие в реакцию при высокой температуре.
Важно изучить их свойства, понять как они взаимодействуют с глиной и друг с другом.
Для этого нужно сделать пробы (выкраски), и только потом принимать решение: с чем и зачем использовать их.

Неважно, арт-объект это или гончарная пиала - осмысленность украшает работу.
.
Информации о свойствах глазурей и работе с ними просто море.
Вы можете найти её в сети, спросить у других керамистов или продавцов и производителей глазурей.
Сейчас в мою задачу входит дать самые основные рекомендации и практические советы.


На что обратить внимание?

1. Температура обжига и её диапазон


ЭТИ СВОЙСТВА УДОБНЕЕ ВСЕГО ПОДБИРАТЬ К ТЕМПЕРАТУРАМ ОБЖИГА ГЛИНЫ, С КОТОРОЙ ВЫ РАБОТАЕТЕ!
На упаковке указаны температурные границы обжига, рекомендуемые производителем.
.
На практике этот коридор гораздо шире.
Глазури хорошо себя показывают при обжиге на 50 градусов в меньшую и 50, а то и 100 градусов в большую сторону от заявленной температуры.
Есть глазури, которые в широком диапазоне обжига от 1000 до 1250 не сильно меняют свои свойства.
Есть такие (как правило эффектарные), для которых 20 или 50 градусов изменят свойства до неузнаваемости.
Это трудно выяснить заранее, но можно предположить, увидев, что указан очень узкий и точный коридор.

2. Потечность
В магазине потёчность видна на рельефном пробнике, если глазурь прозрачная.
Потёчность глухих глазурей не очевидна, но эта информация как правило указана производителем: на упаковке пишут "потёчная".
Для вас это означает, что глазурь может красиво стекать по вертикали или расплываться по горизонтали.
При этом важно, чтобы она не стекла на дно изделия и не испортила полку печи. Это довольно частая и насущная проблема.

3. Глухая или прозрачная
Цветная глазурь может выглядеть совершенно по-разному в зависимости от того, глухая она или прозрачная. Для прозрачной глазури большую роль будет играть фактура и цвет глины.
Прозрачность глазури можно оценить по образцам у производителя. Также она всегда указана на этикетке вместе с температурой обжига.

4. Пищевая
Эти свойства всегда можно уточнить у продавца.
Часто непищевыми бывают эффектарные глазури, содержащие кадмий, свинец.
Непищевыми будут также все глазури, которые обожжены на температуру ниже, чем указано производителем.

5. Все глазури нужно подбирать к свойствам вашей глины по температуре и прозрачности
6. Прозрачность и потечность любой глазури усиливаются с повышением температуры


Глазури можно смешивать между собой, чтобы изменить и скорректировать все вышеперечисленные свойства.
Почему простые глазури лучше эффектарок
КОМБИНИРУЕМ ДВЕ ПРОСТЫЕ ГЛАЗУРИ ВМЕСТО ПРИМЕНЕНИЯ ОДНОЙ ЭФФЕКТАРКИ.
Какие преимущества мы получаем?

1. Вариативность
Из пары глазурей можно получить десятки сочетаний: меньше одной, больше другой, одна снизу, другая сверху, и наоборот, тонкий и толстый слой, и так далее.

2. Индивидуальность
Готовых эффектарных глазурей существует ограниченное количество. Они все узнаваемы: любой может купить глазурь с определенным номером и получить эффект, который у всех будет одинаковым.
А ваши самостоятельно подобранные сочетания и комбинации всегда будут только вашими. Это про харизму, стиль, узнаваемость.

3. Цена.
Удачные эффектарки стоят дорого и часто требуют высоких температур. Экспериментируйте смелее с простыми, стабильными и менее дорогими глазурями
НАНЕСЕНИЕ
частый дефект: пузыри.
обсуждаем с технологом Павлом Сириусом PB glaze
ПИЩЕВОЕ
СТРАСТИ ПО СВИНЦУ

Тема непростая, потому что сейчас модно развивать всякие фобии. Поэтому сразу скажу: это моё личное мнение, никому его не навязываю, просто считаю нормальным опираться на факты и здравый смысл. 


Красивую потёчность легкоплавким глазурям придаёт свинец. 

Это тяжёлый метал, который накапливается в организме человека и вызывает отравление. 

Известно, что в первую очередь свинец содержится в выхлопных газах. Так что основная группа риска отравления - гаишники, заправщики, а также велосипедисты и бегуны, тренирующиеся на трассе.


В некоторых странах свинцовые глазури запрещены для пищевой посуды, но не в Китае, откуда к нам всё везут. 


Чего бояться?


1. Некоторые свинцовые глазури вступают в реакцию с кислотами при длительном контакте: например, кислый сок, 

оставленный в такой посуде, при длительном хранении, может содержать следы свинца. 

Однако дулёвские глазури 3103 и 3055, содержащие свинец, заявлены заводом как кислотостойкие, ими красили салатники в советское время. 

Многие малосвинцовые бесцветки заявляются производителями как пищевые, свинца в них меньше, чем в хрустале. 

2. Слабо спечёная глазурь со временем истирается. 

Столовые приборы царапают её, и в результате её частицы попадают в еду. 

Свинцовые глазури легкоплавкие и при обжиге по нижним температурным границам истираются довольно легко. 

Такое случается с многими глазурями, широко использующимися для посуды: если мы посмотрим свою на заводскую посуду из Икеи, на половине тарелок найдём царапины - это следы истирания.


Что я делаю? 


Я нежно люблю свинцовые глазури и среднетемпературные обжиги. В декоративной керамике это замечательно работает и я их активно использую.


Для посуды: 


1. Крашу внутри белым, снаружи - чем хочу. 

2. Выдерживаю температурный режим идеального спёка для массы и глазури. Для целого ряда материалов достаточно 1100 - 1150 градусов.


При работе с сухими глазурными смесями и при напылении пульфоном надеваю маску. 

Регулярно мою столы и пол в мастерской, не нахожусь в помещении, где идёт обжиг.


Подробнее о требованиях к производству посуды:


Советские ГОСТы по посуде
ПИЩЕВОЕ. обсуждаем с технологом Виктором Акинфиевым - лабкерамика
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

- Я хочу просто "что-то попробовать" или решаю конкретную задачу?
- Подобрал ли я базовые глазури, белую и бесцветную?
- Новые глазури подойдут для моих температур, глины и удобных мне обжигов?
- Могу ли я составить нужный цвет из того, что есть, если отрегулирую свойства и подсыплю немного пигмента, чтобы не покупать глазурь, которая еще неизвестно как поведет себя в моих условиях?


Дополнения. Что еще есть в онлайн школе про глазури?
1. Мой курс по составлению собственной палитры из готовых глазурей без углубления в химию