Тема непростая, потому что сейчас модно развивать всякие фобии. Поэтому сразу скажу: это моё личное мнение, никому его не навязываю, просто считаю нормальным опираться на факты и здравый смысл. Красивую потёчность легкоплавким глазурям придаёт свинец. Это тяжёлый метал, который накапливается в организме человека и вызывает отравление. Известно, что в первую очередь свинец содержится в выхлопных газах. Так что основная группа риска отравления - гаишники, заправщики, а также велосипедисты и бегуны, тренирующиеся на трассе. В некоторых странах свинцовые глазури запрещены для пищевой посуды, но не в Китае, откуда к нам всё везут. Чего бояться? 1. Некоторые свинцовые глазури вступают в реакцию с кислотами при длительном контакте: например, кислый сок, оставленный в такой посуде, при длительном хранении, может содержать следы свинца. Однако дулёвские глазури 3103 и 3055, содержащие свинец, заявлены заводом как кислотостойкие, ими красили салатники в советское время. Многие малосвинцовые бесцветки заявляются производителями как пищевые, свинца в них меньше, чем в хрустале. 2. Слабо спечёная глазурь со временем истирается. Столовые приборы царапают её, и в результате её частицы попадают в еду. Свинцовые глазури легкоплавкие и при обжиге по нижним температурным границам истираются довольно легко. Такое случается с многими глазурями, широко использующимися для посуды: если мы посмотрим свою на заводскую посуду из Икеи, на половине тарелок найдём царапины - это следы истирания. Что я делаю? Я нежно люблю свинцовые глазури и среднетемпературные обжиги. В декоративной керамике это замечательно работает и я их активно использую. Для посуды: 1. Крашу внутри белым, снаружи - чем хочу. 2. Выдерживаю температурный режим идеального спёка для массы и глазури. Для целого ряда материалов достаточно 1100 - 1150 градусов. При работе с сухими глазурными смесями и при напылении пульфоном надеваю маску. Регулярно мою столы и пол в мастерской, не нахожусь в помещении, где идёт обжиг. Подробнее о требованиях к производству посуды: |