Выбор глазурей
Глазури – это краски для керамики.
Свой цвет и свойства они проявляют только в печи, при высокой температуре (850-1300 градусов)
В этом основная сложность работы: мы красим вслепую.

Результат можно увидеть только через сутки и понять, что и почему получилось, иногда довольно сложно.

Будем считать, что глазури все-таки не «краски», а «материалы», и рассмотрим аналогию с портняжным искусством.

В первую очередь, портной изучает состав и свойства тканей: какие мнутся, какие струятся, фалдят, плотные, рыхлые, лёгкие и тёплые, дышащие и не очень. Только понимая, как ведут себя те или иные ткани, можно сшить красивые и интересные вещи. Важно создавать образы, заранее продуманные по стилю и силуэту, а не случайно схватить понравившуюся расцветку и сшить то, на что силы потратишь, а вещь по фигуре «не сядет».

В керамике все очень похоже, только видим результат не сразу и пользуемся не одной, а несколькими глазурями.
А, как вы понимаете, комбинировать платье из нескольких разных тканей – это вообще искусство высокого полёта!

В мире декоративной керамики форма и декорирование нераздельно связаны.
Это составные части одной идеи и образа.
Каждая глазурь имеет свое лицо, свойства, и хороша в своей роли.
Взаимодействие формы и глазурей продумывается на этапе идеи, эскиза, а в процессе лепки делаются пробники, чтобы подтвердить и скорректировать по факту.



Если бы глазури были акварелью, у нас было бы всего два параметра: цвет и плотность нанесения.
Но у глазурей гораздо больше свойств, и часто именно совмещение разных свойств смотрится более эффектно и выразительно, чем сочетание цветов.
Я хочу подчеркнуть важность других характеристик глазурей.
Глазури могут быть
- глухие
- прозрачные
- полуматовые
- с разной степенью глянца
- бугристые
- эффектарные, со сложной внутренней и поверхностной структурой
- металлики
- с разной степенью потечности и способностью проявлять рельеф



ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Важнейшим параметром является тон: насколько глазурь светлая или тёмная.


Прикинув и прорисовав на эскизе примерную фактурную и тональную разбивку, мы можем  представить, какие глазури с какими свойствами лучше использовать, что мы будем сочетать, что станет основой, а что "вишенкой на торте"..


ВАЖНО:

Мы подбираем нужный цвет только в соотношении со свойствами, потому что цвет может быть один и тот же, а прозрачность и характеры у глазурей разные: зеленый прозрачный и зеленый глухой на красной глине будут совершенно разными цветами и на белой тоже произведут разное впечатление.

Какими бы ни были глазури, не стоит красить наугад опираясь на цвет, пробник в магазине и рекомендации производителя.
Глазури - это химические соединения вступающие в реакцию при высокой температуре. Важно изучить их свойства, понять как они взаимодействуют с глиной и друг с другом. Для этого нужно сделать пробы (выкраски) и только потом принимать решение: как, с чем и зачем использовать их.

Неважно, арт-объект это или гончарная пиала - осмысленность украшает работу.

Даже самые простые, но продуманные решения смотрятся лучше, чем сложная, но "бешеная" глазуровка.


- Когда 20 лет назад я начинала красить, выбор глазурей был совсем невелик и приходилось применять всякие хитрости.

- Я леплю и крашу много, поэтому важно не "вылететь в трубу" по финансам поэтому я использую бюджетные материалы.

- У меня студия, где на занятиях люди часто видят глазури впервые, и важно, чтобы получилось хорошо у ВСЕХ.
Поэтому стабильность и свойства для меня важнее, чем цвет.
.
Информации о свойствах глазурей и работе с ними просто море.
Вы можете найти её в сети, спросить у других керамистов или продавцов и производителей глазурей.
Сейчас в мою задачу входит дать самые основные рекомендации и практические советы.


На что обратить внимание?
.
1. Температура обжига и её диапазон


ЭТИ СВОЙСТА УДОБНЕЕ ВСЕГО ПОДБИРАТЬ К ТЕМПЕРАТУРАМ ОБЖИГА ГЛИНЫ, С КОТОРОЙ ВЫ РАБОТАЕТЕ!
На упаковке указаны температурные границы обжига, рекомендуемые производителем.
.
На практике этот коридор гораздо шире.
Глазури хорошо себя показывают при обжиге на 50 градусов в меньшую и 50, а то и 100 градусов в большую сторону от заявленной температуры.
Есть глазури, которые в широком диапазоне обжига от 1000 до 1250 не сильно меняют свои свойства.
Есть такие (как правило эффектарные), для которых 20 или 50 градусов изменят свойства до неузнаваемости.
Это трудно выяснить заранее, но можно предположить, увидев, что указан очень узкий и точный коридор.

2. Потечность
В магазине потёчность видна на рельефном пробнике, если глазурь прозрачная. Потёчность глухих глазурей не очевидна, но эта информация как правило указана производителем: на упаковке пишут "потечная".
Для вас это означает, что глазурь может красиво стекать по вертикали или расплываться по горизонтали.
При этом важно, чтобы она не стекла на дно изделия и не испортила полку печи. Это довольно частая и насущная проблема.

3. Глухая или прозрачная
Цветная глазурь может выглядеть совершенно по-разному в зависимости от того, глухая она или прозрачная. Для прозрачной глазури большую роль будет играть фактура и цвет глины.
Прозрачность глазури можно оценить по образцам у производителя. Также она всегда указана на этикетке вместе с температурой обжига.

4. Пищевая
Эти свойства всегда можно уточнить у продавца.
Часто не пищевыми бывают эффектарные глазури, содержащие кадмий, свинец.
Не пищевыми будут также все глазури, которые обожжены на температуру ниже, чем указано производителем.

5. Все глазури нужно подбирать к свойствам вашей глины по температуре и прозрачности
6. Прозрачность и потечность любой глазури усиливаются с повышением температуры


Глазури можно смешивать между собой, чтобы изменить и скорректировать все вышеперечисленные свойства.




Важное дополнение про способы нанесения глазури.

Глазуруют несколькими способами:
  • кисть
  • напыление
  • окунание
  • поливание
Часто глазурь, которую можно красивым, ровным слоем напылить, невозможно нормально нанести кистью.
Не все глазури удачно ложатся при нанесении кистью, даже если наносить умело.

Проверить это заранее невозможно, потому что неизвестно, каким способом производители наносили глазурь на пробник.

СОВЕТ:

глазури довольно дорогие, часто их покупают спонтанно, а потом не могут найти применения или скорректировать состав, и они пылятся на полках.


Как этого избежать?

  1. Четко сформулируйте, какая глазурь, с какими свойствами и зачем вам нужна.
  2. Собирайте информацию до покупки: сделайте выкраску в дружественной студии, спросите тех, кто пользуется.
  3. Помните, что красит не глазурь, а художник. Можно комбинацией самых простых средств добиться выразительных, а главное, индивидуальных эффектов.
Обсудим отдельно ПОТЁЧНЫЕ ГЛАЗУРИ.

ОЧЕВИДНЫЕ ВАЖНОСТИ


Раньше потёчными были только прозрачные и легкоплавкие глазури. Их называли "поливы".


Сейчас выбор материалов очень широк, и потёчными могут быть глазури в любых температурных диапазонах. Бывают не только прозрачные, но и глухие потёчки.


 • Для любого указанного температурного коридора, чем выше температура и чем толще слой глазури, тем сильнее она течёт.


 • Потёчность можно усиливать, добавляя легкоплавкий флюс или другую текучую глазурь.


 • Потёчность можно уменьшить, добавив немного белой глухой или стабильной, более тугоплавкой бесцветной.


 • Обжигать пробы для вертикальных работ важно тоже вертикально.

.

ВНИМАНИЕ!
Если красим потёчкой чашку или вазу, то нижнюю часть работы не меньше чем на треть нужно покрывать непотёчной глазурью, чтобы не было капель на дне!



НЕОЧЕВИДНЫЕ ВАЖНОСТИ:


Потёчные глазури особенно хороши в сочетаниях с глухими глазурями, которые не текут, и в столкновениях с фактурой.
Прозрачная потёчка на сграффито прекрасно проявляет и акцентирует даже самый тонкий рисунок. Получается контраст чётких линий и глазурной стихии. Контур можно ничем дополнительно не выделять. Пример - Мишина тарелочка с совой.

Глухие потёчки очень красивы на более грубой фактуре. Благодаря перепаду, "ступеньке" на фактуре, играет толщина слоя и цвет глазури. Пример - мои ребристые толстые вазы.

В некоторых случаях по прозрачной потёчной глазури эффектно течет вниз глухая. На фото пиалы: белая 0017 (лабкерамика), простая глухая, плывёт вниз по серой потечной основе.
Если нанести на утель сначала рисунок глухой непотечной глазурью, а потом окунуть в потечку - рисунок в подкладке не стечёт, а останется почти целиком на месте. Еще чётче будут видны под прозрачной цветной глазурью линии и пятна, нарисованные ангобом и подглазурными красками. Пример: ваза из красной глины с рисунком белой глухой и с зелёной потечкой сверху. Сделана участниками интенсива по глазурям в качестве пробника.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

- Я хочу просто "что-то попробовать" или решаю конкретную задачу?
- Подобрал ли я базовые глазури, белую и бесцветную?
- Новые глазури подойдут для моих температур, глины и удобных мне обжигов?
- Могу ли я составить нужный цвет из того, что есть, если отрегулирую свойства и подсыплю немного пигмента, чтобы не покупать глазурь, которая еще неизвестно как поведет себя в моих условиях?

эфир
эфир-лекция "глазури : что и как"?