Помните сказку, в которой по дороге собралась супер-команда: один был сильный, другой ловкий, третий слышал очень хорошо, а четвертый просто говорил «холодно, холодно мне...» Взяли и его. И в решающий момент, конечно, настала его очередь, когда это качество оказалось незаменимым и спасло всех.
Наверное, вы уже догадались, к чему я клоню?
К тому, что «плохих» глазурей не бывает :)

Может показаться, что тут есть противоречие.
С одной стороны, мы призываем глазури служить нам: ставим их в печь на удобную нам температуру, разбавляем удобными нам базовыми и стараемся с ними не церемониться.
С другой стороны, мы часто заранее выбираем такой стиль лепки и тип декора, с которым недостатки глазури смогут стать достоинствами, а достоинства раскрыться максимально. То есть, стараемся любой глазури угодить!

Одно не исключает другое.

Глина и обжиг – это то, что менять труднее всего. «Плясать от печки», наверное как раз об этом :)))
Мудрый керамист, создавая систему, подгоняя температурные режимы так, как ему удобнее, не игнорирует «таланты» и индивидуальные свойства материалов.

Как всё это соединить и развить умение «мыслить в материале»?

Упражнение на РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ.

1.
Рассматривая свои пробники, тесты, какие-то интересные моменты, возникшие при покраске, не просто любуйтесь или расстраивайтесь!
Мысленно примеряйте эти эффекты к разным ситуациям.
  • Где бы вы это применили?
  • К какой форме это подойдет?
  • Что будет, если этот маленький участок пробника использовать на более крупном поле?
  • С чем можно выигрышно сочетать?
  • В чем сложности работы именно с этим эффектом, и как можно упростить или оптимизировать?
Постоянно задавать себе эти и множество других вопросов.
У меня это уже давно происходит автоматически, превратилось в навык. Сначала нам трудно обо всём этом думать и анализировать, но потом развивается полезная привычка.

Очень хорошо, когда подобный анализ превращаетя в задания в блокноте:
  • Сделать пять пиал, сочетая работу циклей с ангобом + протирка.
  • Сделать три-пять блюд, где раскрывается тема цветной ангобной росписи с цветной потечной глазурью.
  • Сделать пять полосатых ваз с полосками из фактуры разного типа. И т. д.
Форма и изображение не первостепенны, они служат задаче: раскрыть какой-либо эффект или сочетание во всей красе.
Почему 3-5 штук? На практике, это тот объем, который позволяет вникнуть в тему и получить понимание и начальный навык.
Это как 3-5 рабочих подходов в фитнесе. Представьте, что все упражнения делались бы в один подход и были бы разноплановыми? Это подойдёт для самого начала, но не годится для прогресса и развития.

2.
По такой же схеме мы рассматриваем всю чужую керамику, по фото в интернете, а лучше вживую.
Отправляйтесь на маркет, на выставку. Смотрите, анализируйте:
  • Что автору удалось?
  • Что составляет основную идею и «фишку» покраски?
  • Что мешает, кофликтует с этой идеей?
  • Как бы вы решили эту задачу?
  • Какие глазури и краски из тех, которые есть у вас, можно было бы применить, чтобы сделать что-то похожее по впечатлению?
Это всё — серьезная работа и, по большей части, это и есть самое важное в керамике.

ТЕПЕРЬ ПЕРЕХОДИМ НЕПОСРЕДСТВЕННО К РАБОТЕ С ГЛАЗУРЯМИ

Если кто-то всё-таки сделал лабораторию по первому заданию. Надеюсь, что стало ясно: разбавление в два раза не так уж сильно меняет цвет и тон. Поэтому можно оттолкнуться от результатов и составлять свои пропорции, двигаться в сторону формирования нужных свойств.

Мы можем и сами себе сделать глазури, которые хорошо проявляют рельеф тоном.
Существует группа глазурей, которая называется «прозрачные потёчные». У них эти свойства изначально хорошо выражены, а если цвет слишком темный, то можно их разбавить. Использовать такие глазури в качестве красящего вещества гораздо интереснее, чем мешать бесцветку с пигментом.

КАКИЕ ПЛЮСЫ У ПОТЁЧНЫХ ГЛАЗУРЕЙ?

1.
Можно использовать фактуру и красить практически в один цвет. Это очень удобно и стабильно хорошо получается. Не скапливаются на полках вещи, которые «непонятно, как покрасить»

2.

Потёчные выглядят роскошно, хорошо блестят, растекаются и создают прекрасное впечатление «керамичности». (НЕ все из них свинцовые и множество свинцовых — пищевые.)

3.

С ними удобно работать: ложатся хорошо, не видно следов от кисти, красиво смешиваются, втекают одна в другую без видимой грубой «стыковки».

4.

Чудесно сочетаются с глухими.

МИНУСЫ?

Минус тут один:
они текут в обжиге и натекают на дно изделия, полку печи, образуют темные озера на дне миски.

С этим можно справиться.
Во-первых.
Понимать толщину слоя. Это достигается практикой, конечно, но суть в том, что не надо очень толсто класть. Есть оптимальная толщина, которая в обжиге задерживается на стенке, а остальное, что «погуще», просто стекает вниз. Нужную толщину для каждой глазури придется найти и запомнить.

Во-вторых.
Нижнюю треть вазы или центральную внутреннюю часть глубокой миски можно покрасить тем, что не течёт. Протестировать на сочетания, и пусть себе натекает волной, но не на донышко , а на заранее подготовленную не потечную часть. Это смотрится очень даже красиво.

ВАЖНО:
Пробники для вертикальных поверхностей обжигать вертикально. И помните, что на небольшом пробнике масса глазури небольшая. То, что не утекло на пробной полоске, может на большой вазе утечь рекой.
Поэтому в обжиг нужно ВСЕГДА под такие вещи подставлять что-то, на случай если натечет, капнет и т.д.
Будем беречь лещадки!
Если глазурь очень сильно течет, то можно скорректировать ее состав, добавив тугоплавкую бесцветку. Если плохо течет — добавим легкоплавкую.

Также влияет температура обжига. Можно убавить или прибавить 50 градусов и увидите, что это заметно влияет на свойства текучести.
ТЕПЕРЬ ЗАДАНИЯ:

1. Составить себе палитру почечных глазурей.
Тестируйте всё, что может сгодиться. Иногда получаются неожиданные результаты, и хорошие варианты появляются там, где их и не ждёшь.


2. Найденные варианты попробовать на тех пробных плитках, на которых есть рельеф, но нет протирки.
Посмотрите на пример зеленой плитки (зеленая Дулёво 3103 + бесцветка): кроме глазури и фактуры там ничего не использовалось.
Как вы понимаете, тут подойдут светлые плитки, потому что глазури прозрачные, и на темной глине цвета и тона видно не будет.


3. Покрываем цветной глазурью среднего или легкого тона те плитки, на которых у нас ангобная роспись. Лучше не все сразу, а разделить на два этапа.
Смотрим, какой цвет ангоба как выглядит под глазурным «фильтром», и вторую партию плиток обжигаем уже с учетом наблюдений и поправок.
Посмотрите на пример с золотистой плиткой: тут ангобная роспись под золотистой потечной (Дулёво 3055 + бесцветная)

4. Обязательно всё записываем в виде фактов, само-вопросов и само-заданий.

Удачных обжигов!