«ГЛАЗУРНАЯ БАЗА»

Сейчас доступно большое разнообразие глазурей, разных цветов, свойств и из разных стран.
Но, когда мы смотрим на представленные в магазине пробы, мы играем в игру «найди девушку на сайте знакомств в интернете».
Нам трудно оценить по фотографии. Конечно, на фото будет ОНА, но показанная в наилучших условиях, особом ракурсе, свете и с привлекательным выражением лица. Конечно, производитель на пробе добьется и идеального нанесения, и толщины слоя, и температурного режима, но сможем ли мы всё это повторить кистью «на коленке»?

В более тесном общении на практике глазури, как и девушки, обнаруживают множество неожиданных качеств. Они могут быть очень красивыми, но общая капризность и требовательность к условиям часто перекрывает их хорошие свойства. В результате купленные баночки пылятся у нас на полках.

Поэтому я советую тому, кто хочет научиться убедительно красить керамику, не гнаться за разнообразием и эффектами.

Научиться пользоваться 2-3 базовыми глазурями, создать собственную стабильную палитру, и всех эффектов достигать при помощи наложения нескольких глазурей, а также другими хитрыми, но удобными способами: с помощью ангобных подкладок, фактур, «вуалей» и т.п.

Освоившись с небольшим количеством глазурей и выявив подходящие комбинации, вы легко сможете впоследствии расширить арсенал, добавляя новые глазури.

Это приходит только с опытом. Нужно выработать понимание и практическое мышление.
Пока вы его приобретаете, работайте теми средствами декорирования, которые наиболее наглядны и сразу получаются хорошо. Будет меньше брака и разочарований.

ТЕПЕРЬ ОБО ВСЁМ ПО ПОРЯДКУ.

С чего начать?

Нам всем знакома «цепочка»: глина — печь — глазури.
И главные параметры этой цепи — всё-таки глина и печь.

Если вы занимаетесь в студии и обжигаете у кого-то, то основной вопрос будет:
с какой глиной там работают и какие температуры обжигов повторяются чаще всего?

УДОБНАЯ ТЕМПЕРАТУРА ОБЖИГА — НАША ОСНОВА.

Если обжиги на какую-то температуру идут часто, то пробники можно подсовывать тоже часто.
Пустые местечки в печи, как правило, всегда найдутся, и даже бесплатно.
Вам не придется по две недели ждать своей «особенной» температуры и всегда будет с кем посоветоваться о поведении глины, эффектах и т.д.

Если у вас своя печь, то расскажу на личном примере о том, как я строю работу:

  1. Я люблю декоративную керамику и поэтому мой основной материал — шамот.
  2. Работаю очень много. Меньше 300 кг — это вообще «не из чего лепить». Поэтому глина должна быть недорогой. Удобная доставка — тоже важный пункт.
Отсюда и выбор: шамот с завода, или у поставщика, у которого можно в одну доставку сразу заказать глину и для меня, и для моей студии (более нежную, для лепки и работы за кругом).

Теперь смотрим на температуру обжига глин, которыми я пользуюсь:
  • шамот — 1100 -1200,
  • МКФ — 1040,
  • красная — 1000.

Мне это разнообразие ни к чему, печь проще комплектовать на одну температуру и благодаря этому жечь чаще.
Поставила тесты на 1100, потому что шамотных вещей больше всего, и увидела, что красная не расплавилась и белая не лопнула. Поэтому основным стал обжиг на 1100.
Все три глины его выдерживают! И глазури я подбираю на эту температуру, чтобы комплектовать сухие и глазурованные работы тоже вместе.
Я люблю упрощать :)

На какой температуре можно ставить сухое и с глазурью вместе? От 1050 и выше!
Это очень важно: на 1000 и ниже глазурь может стать матовой.

Выше 1100 моя печь тянет плохо, поэтому все тугоплавкие материалы отпадают сами собой.
Таким образом и складываются исходные данные для формирования глазурной палитры.
Все новые глазури я тестирую в первую очередь на свои 1100, что бы там ни было написано на баночке.

И ТЕПЕРЬ — ГЛАЗУРИ.



Наши главные глазури — это белая глухая и бесцветная: они даже везде и называются «базовые».

Если вы тяготеете к металликам или, скажем, к классической зеленой «мураве», то для вас тоже будет какая-то основная, самая удобная «базовая» глазурь с этими свойствами или цветом.

Наша первая задача и ЗАДАНИЕ: найти свою лучшую базу.
*
Для начала оттолкнемся от идеи, что глазури должны быть не очень дорогими и территориально доступными. Для меня актуальна возможность нормального нанесения кистью в один слой, а не в пять.
Я реально много крашу и с какими-нибудь терраколорами и ботсами просто «вылечу в трубу»...
*
Если я ищу какой-то базовый цвет, то я просто покупаю в маленьком объеме все глазури, какие есть в магазине, подходящие к моему температурному режиму. Делаю выкраски и смотрю, что получилось хорошо. Вариантов оказывается не так много, обычно всего 2 или 3.

Можно заранее «сузить круг подозреваемых» — пообщаться с технологом в магазине и уточнить, что лучше подойдет для вашей глины, или посоветоваться с другими керамистами в соцсетях и на форумах.

ВАЖНОЕ про температурный диапазон.

Есть глазурь 950-1150, а есть 900-1020, или 1000-1250, или 1100-1250. Все по спектру подходят к нашему обжигу (например 1100). Но плавятся они по-разному.
Я предпочитаю для декоративных целей более легкоплавкие и широкого диапазона.

Легкоплавкие узкодиапазонные могут пениться, если обжечь их на температуру повыше, а тугоплавкие не будут иметь достаточного растёка. Такие скорее понадобятся для корректировок потёчности смесей, а не как база.

Допустим, я звоню в «Керамику Гжели» и узнаю, какие у них есть самые подходящие белая и бесцветка для глины МКФ-2, которая у них тоже продаётся. Уточняю, чтобы на покрытии не было цека.
Покупаю немножко и пробую на всех своих глинах на удобной температуре, на сухой глине и на утеле.
Купить их в итоге я могу и в другом магазине, с более удобной доставкой.


Итак. ЗАДАНИЕ. ЧАСТЬ 1

1. Составить список основных глин и подходящих температур.

2. Сделать тесты на оптимизацию глин, чтобы все подогнать к одному удобному обжигу. Если это не портит результат, можно пользоваться.
Я стараюсь скорее низкотемпературные поставить в более высокий обжиг, а не наоборот. Это лучше для качества спека, особенно если вы делаете посуду..
Если вы работаете не в собственной студии, посмотрите, из чего там чаще лепят, и спросите, почему.

3. Попробовать несколько белых и бесцветных глазурей и выявить самые удачные.

4. На выбранных глинах и температурах сделайте выкраски всех глазурей, какие есть в доступе. Каждую двумя слоями: толстым и тонким.

Глазури, которых в банке осталась столовая ложка, которые больше не выпускают или трудно достать, можно не тестить. Эти банки соберите в отдельную коробочку. Они могут пригодиться для дополнений или эффектов.

В результате у вас появятся базовые белая и бесцветная глазури, а также выкраски глазурей, многие из которых вам совсем не нравятся.
На фото мой тест:

обжиг 1100
верхний ряд по сухому, нижний по утелю:

Белая матовая (керамистам.ру CS000960) t 1200-1265
На сухое легла хорошо, и матовая абсолютно, как бумага; на утель легла как обычная матовая, с сатиновым блеском. Вопреки ожиданиям (зачем и пробовала тугоплавкую), в качестве кроющей не годится: плотная только в совсем толстом слое.

Лайм (керамистам.руETSP-16) t 980-1080
Хотела этот адский цвет потестить в смесях. Ложится хорошо, слегка прозрачный. На сухую — никак.

Бесцветка матовая (лабкерамика S02-30) t 1160-1230
Это какой-то обман. Ни разу она не матовая :( Обычная бесцветка, растёк хороший в толстом слое, не мутная. Искрашу на детские поделки.

Черный матовый (лабкерамика) t1050-1250
Нормальный, «дубовый», брала чтобы что-то покрывать сзади или внутри. Кроющая хорошая.

Как видите, все пригодны, несмотря на разные температурные группы. Получить такие невзрачные тесты — нормально.
Матовую белую базу буду искать дальше.
Из лайма сделаю пару более интересных цветов, добавлю белую глухую или зеленую потечную.

ЗАДАНИЕ: ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Противные, ненужные, не подходящие по температуре будем приручать!

ЛАБОТАТОРНАЯ РАБОТА!

Так я улучшаю все сомнительные глазури, которые есть в наличии. Советую поэкспериментировать с этими пропорциями на любых глазурях, особенно, если они темные. Можно у друзей попросить для тестов какую-нибудь ненужную.

Признаюсь честно: это и есть суть всей моей лаборатории. Вот так банально.

Если действительно сделаете всё по заданию, точно будете удивлены!!!!
Результаты часто до обжига не очевидны.

Обычно 1:1 - пропорция для первичного теста. От него удобно оттолкнуться. Оценив результат, можно попробовать 1:2 или 2:1. Может быть, вообще мелькнёт идея другого разведения.

Если нужен большой объём, ложки будут маловаты. Я делаю отметки маркером на банке и по ним наливаю. Удачные пропорции — записываю.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ И ВЫЯВИТЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ: КАК РАБОТАЕТ В СМЕСИ ГЛУХАЯ ГЛАЗУРЬ, И КАК БЕСЦВЕТКА.

Всё рассматривайте внимательно, записывайте пропорции, анализируйте свойства проговаривая их словами, как будто вы сочинение пишите на эту тему:

  • Как изменилась кроющая способность? Растёк?
  • Как изменилась работа тона на рельефе?
  • Как изменился оттенок цвета?
Какие-то изменения будут общими для всех глазурей, а какие-то очень индивидуальными.

ДУМАЮ, ТЕПЕРЬ ВЫ ПО-ДРУГОМУ ВЗГЛЯНЕТЕ НА СВОЙ ГЛАЗУРНЫЙ АРСЕНАЛ.

Вышеописанные манипуляции делают глазури красивее, они становятся более подходящими к вашим глинам и обжигам. Часто такое разбавление делает смеси более бюджетными, не говоря уж о том, что уменьшается брак из-за непрокрасов и пузырьков.

А как быть, если нужно составить конкретный цвет?


Я покупаю, например, противную, плотную сиреневую или малиновую, чтобы, смешивая ее с другими в разных пропрциях, сделать из нее широкую палитру фиолетовых и розовых.

Сейчас купила «лайм», потому что это редкий оттенок: с помощью него можно создать оттенки фисташки, горчичного, интересные варианты в сочетании с синими и голубыми глазурями.

Тонкую настройку цвета можно сделать, добавив пигмент! Но помните: добавлять его надо немного и в уже близкую к нужному цвету глазурь. Лучше использовать пигменты скорее для коррекции, а не для создания цвета, особенно если глазури прозрачные. Белая или бесцветная глазурь, смешанная с пигментом, имеет «пластиковый» вид.